pageTracker._trackPageview(); } catch(err) {} /* END AG Google Analytics Plugin v.1.0.8 */ /* ========== www.gordejev.lv =========== */
Обо мне Мои избранные статьи Внимание. Осознание. Путь.

ПРАВИЛО (the Rule)

В книгах К.Кастанеды понятие "Правило" (the Rule) несомненно является самым важным и значительным. Однако, пожалуй, ни у кого нет достаточно ясного и полного представления о том, что же это в действительности такое. Попробуем в этом постепенно разобраться, начав с самого главного.

Совершенно очевидно, что во всей структуре вселенной существует определеный и совершенно неизменный порядок, отражающий как микро, так и макро устройство бытия чего бы то ни было. В соответсвии с этим порядком сила тут расположила вещи и только в соответствии с ним здесь все функционирует. Сказать, что этот порядок сложен, значит не сказать ничего. Фактически, для нашего исключительно ограниченного осознания и понимания его сложность совершенно неизмерима. Именно по этой причине первая заповедь правила для сталкеров говорит о том, что мир для нас является бесконечной тайной. Следует заметить, что в этой части правила устройства мира речь идет именно о человеческих существах и о тех, кто находится не слишком далеко от нашего уровня развития. Однако, скажем для осознания Земли или, к примеру, звезд никакой тайны в порядке мироустройства нет, для них он вполне познаваем.

Именно этот всеобъемлющий порядок, в первую очередь, в традиции новых видящих и называется правилом. А его использованию нами и гармонизации нашего взаимодействия с ним посвящены те аспекты правила, которые связаны с поведением воинов во взаимодействии с окружающим миром и с самими собой. Пожалуй, эти два основных аспекта правила можно, хотя и условно, отделить друг от друга в целях понимания данного явления. Ко второму из них мы еще вернемся, а сейчас более подробно остановимся на первом, проведя очень красивую аналогию с индуистско-буддистской термигологией.

Как в индуизме, так и в буддизме, правило называется "дхармой" и рассматривается в Упанишадах как универсальный закон бытия, порядок вещей, гармония, истина. В своей статье "Немного о буддизме, воображении и выслеживании." я уже писал о, связанном с возобновлением настройки, его микро аспекте, приводя следующую цитату из книги Пименова: "Дхарма, или дхамма происходит от глагола «дхар» – «держать», «крепить»... Дхаммами в буддистских текстах именуются мельчайшие частицы, составляющие различные скандхи. Они-то и являются подлинным «скрепами», единственно устойчивыми в непрерывном потоке изменений. Из них сделаны детали непрочной конструкции человеческого «я». Конечно, собственная прочность дхамм – тоже особого рода. Каждая дхамма существует мельчайшие доли секунды. Она подобна мгновенной вспышке огня, однако этого мгновения достаточно, чтобы от одной дахаммы вспыхнула другая. Это непрекращающееся горение и есть жизнь, наполненная страданием (беспокойством)». Однако, если мы распространим значение глагола "дхар" (держать, крепить) в применении к макро уровню, у нас получится ничуть не менее гармоничная картина. В таком случае дхарма или правило будет отражать всеобъемлющий порядок мироустройства, тот самый универсальный закон бытия, порядок вещей, в соответствии с которым тут все "скреплено" и жестко удерживается Намерением, силой, создающей и поддерживающей вседенную.

Итак, с глобальным аспектом правила, полагаю, разобрались )). Теперь перейдем к той его части, которая связана непосредственно с нами и с нашим первичным источником - Землей. Фактически, если оставить праздное любопытство, единственное, что нас действительно интересует, это те аспекты правила, котрые проявляют себя в потоке бытия человеческих существ. Пожалуй, начать тут надо с того, что Земля не только создала здесь все живое в соответствии со своими дизайнами, но и ни чуть не менее активно, чем дух, принимает участие в судьбах и развитии своих творений, давая им знаки и, с помощью своего намеревания, перестраивая этот мир. Различные просветленные в индустско-буддистской традиции прекрасно осознавали этот факт, и в индуизме богом дхармы (то есть, тем, кто создал и претворяет в жизнь правило) является Яма. Это слово состоит из двух слогов: "Я" и "Ма". Первый из которых на праязыке означал то же, что и на русском, а второй переводится как "Земля". То есть, для тех, кто создавал данную терминологию, богом правила (дхармы) здесь была Земля, что несомненно полностью соответствует действительности (полагаю, вы понимаете, что противоречия и недопонимания между ней и духом просто невозможны)).

Итак, Земля в кооперации со своим источником - Намрением поддерживают здесь законы и структуру той абсолютной гармонии, которая в нашей традиции называется правилом. В буддизме говорится о том, что будда сидит под защитным зонтом универсального (вселенского) закона дхармы (то есть, правила), и именно под этим зонтом он изображен на одной из его статуй, фото которой прикреплено к данной статье. Прежде чем перейти к тому, что это означает, какое это имеет отношение ко всем без исключения человеческим существам и в каком смысле правило является для нас защитой, рассмотрим структуру этого зонтика.

Надо сказать, что подобное схематичное видение правила является универсальным, и испокон веков Земля дает его тем, кому сама, по тем или иным причинам, считает нужным. Около пятнадцати лет назад она в этом плане решила просветить и меня, позволив в течение нескольких десятков секунд созерцать прямо перед собой ту перевернутую и вращающуюся воронку правила, которую вы видите на второй, прикрепленной к данной статье, картинке, и которая в виде конусообразного зонтика красуется над головой будды. Данная структура правила относится ко всем живущим на Земле биологическим существам, отражая их приходящее движение в вечном и неизменном потоке бытия с некоторыми основными его закономерностями.

Когда человек смотрит на эту воронку, он видит на ее внешеней периферии различных живых существ, проходящих свой жизненный цикл в следовании неизменному и предельно жесткому правилу выживания и размножения своих животных видов, появляющихся и исчезающих. В нижней части воронки он видит животных с медленной скоростью работы сознания, а в верхней - с высокой, что соответствует скорости вращения различных горизонтальных сигментов воронки вокруг своей оси (для отражения этой закономерности я изобразил на картинке корову, человека и птицу). Несмотря на вращение и выход верхнего острия воронки в пространство за пределами правила, во всем ее объеме, за исключением тонкой центрально-вертикальной оси, отсутствует какое-либо поступательное движение вверх или втягивающая сила (в стравнении с водоворотом). То есть, каждый животный вид существует лишь в пределах своего горизонтального сегмента, а удальние от центральной оси в своем горизонтальном сигменте воронки характеризует скорость работы и интенсивность осознания отдельных конкретных представителей данного вида.

Этот цикл вечен и неизмененен и не предполагает какого-либо выхода за пределы данной структуры для какого-либо животного вида на Земле. Фактически, вследствие своей неосознанности все живые существа являются рабами данной части структуры мироздания. Однако когда кто-либо воспринимает эту воронку правила, он ясно видит, что для человека, вследствие его разумности, имеется возможность выйти за пределы этой жесткой структуры, за рамки правила животного воспроизведения и выживания своего вида. Для этого ему нужно от периферии добраться до области центрально-ветикальной оси воронки правила (линия со стрелками в основании воронки), где его мгновенно подхватит мощная втягивающая наверх сила, которая мгновенно поднимет его до вершины воронки и выбросит в пространство бытия за пределами правила. Выброс за пределы правила не означает исчезновения из этого мира, а символически характеризует тот факт, что такой человек достигает такой скорости работы осознания, которая позволяет ему управлять движением своей точки сборки на уровне возможности мгновенного перемещения своего физического тела в другие места этого мира или в любой из семи, доступных нам миров. Такие маги, как сказал нагуаль Хуан Матус в восьмой, сами "управляют своей смертью", выходя таким образом из под власти тех комманд намерения, которые управляют структурой данного правила. Путь к этому центру воронки, как следует из вышенаписанного, заключается в постепенном увеличении скорости и интенсивности работы нашего осознания, и в своей наиболее рафинированной форме он изложен несколькими современными видящими в книгах К.Кастанеды.

Однако, как мы видим, классический буддизм вещь тоже достаточно интересная, и частью общего описанию дхармы (правила) в нем также является описание пути человека от периферии к центру нашего зонтика. Этот путь достаточно красиво представлен там в виде правильного движения восьмиспицевого колеса дхармы, являющегося также колесом сансары (адхармы). В первом случае (как дхарма) оно может докатить нас до просветления, а во втором, бессмысленно вращаясь, как сансара или адхарма, - заставляет все живые существа умирать, удерживая их на периферии воронки (см. картинку с воронкой правила).

Чем же с точки зрения буддизма является это колесо и как нам превратить автоматическую огненную круговерть сансары под влиянием тришны (неистовой жажды бытия) в упрорядоченно-поступательное движение дхармы к просветлению? В описании буддистов это превращение осуществляется довольно простым образом: узнав и поверив в правильный путь, который ему указывает просветленный (то есть, "царь смерти" - Будда), человек должен начать контролировать и разумно направлять действия тех восьми спиц колеса дхармы, которые и приводят его в движение. То есть, восемь основных составляющих сознания и бытия человека: возрение(мышление), речь, намерение, образ жизни, поведение, усилие, память и состредоточение должны из неправильных превратиться в правильные. В буддизме об этом написаны целые тома, а в нашей традиции описанию того, как это сделать и какими эти спицы должны стать, посвящены, в частности, все книги Кастанеды, работы Кришнамурти и статьи Николаева, так что пережевывать в сотый раз мы это сейчас не будем. Но остановится на основе этого превращения, соотнеся это с основными буддистскими определениями все же стоит.

Как в буддистской, так и в нашей традиции, согласно единственной реальности правила, основной целью пути является избавление от нашего эго, индивидуального я, "лишающего человека его силы", то есть, от само-значительности. Проводя основное различие между правильным колесом и неправильным (посмотрите, как красиво - и в русском тут корень "правил(о)"), будды лишь добавили к слову "дхарма" пртиставку "а", на праязыке означающую "я", сделав таким образом "адхарму" противоположностью "дхармы" (красавцы просто)). Совершенно очевидно, что это означает, что в том случае, когда вращением колеса управляет наше "я", то есть, иллюзия независимой личности, ассоциирующая себя с различными спицами колеса (см., в частности, мою прошлую статью "Основная причина поражения на пути"), дхарма является сансарой, вовлекая людей в почти бессмыленную круговерть рождения и смерти на периферии нашей воронки правила (см. на картинке колесо адхармы, расположенное рядом с изображением женщины).

Итак, с нашей воронкой и страшными колесами, вроде, более-менее разобрались (есть, над чем подумать). Вернемся теперь к нашей Яме-Земле и ее правильной защите, перейдя к другим аспектам правила для человеческих существ. Все, кто читал шестую книгу К.Кастанеды "Дар Орла" знают о человеческих типах и о той части правила нагуаля, которая связана со структурой партии нагуаля. Будучи базовой, наиболее гармоничной и эффективной для их выживания и развития структурой организации человеческих существ, партия нагуаля с незапямятных времен и до сегодняшнего дня с помощью знаков и организации судеб различных людей собирается духом и Землей воедино для предоставления людям единственного пути к свободе. Ранее, я уже писал о том, что собрать, удержать вместе и вести к свободе подобную группу очень разных, сильных и, на начальном этапе пути, эгистичных и в значительной степени индульгирующих людей способен лишь безупречный и закрепившийся в "месте без жалости" нагуаль. А здесь мне хотелось несколько подробнее остановится на организации самой этой структуры.

Начнем, пожалуй, с той путаницы, которая возникла с темой трехзубчатого нагуаля, описанной а книгах Кастанеды. Надо сказать, что сама идея того, что нагуаль Хуан Матус и все видящие его команды могли "проглядеть" настоящую структуру энергетического тела Кастанеды, в течении нескольких лет не замечая того, что в ней недостает четвертого сигмента, выглядит совершенно идиотской, не выдерживая никакой критики (видящими они были, а не слепыми). То, для чего они повесили эту лапшу - со всем сопровождавшим ее красивым спектаклем искуссной контролируемой глупости - на уши Кастанеде и что ему самому надлежало вспомнить, мы сейчас трогать не будем. Скажу только, что никаких трехзубчатых нагуалей в природе не существует и что основная буква правила из шестой книги описывает все без исключения типы людей, существующие в человеческом роде. То же самое относится и к посткастанедческим идеям о том, что после написания его книг правило изменилась. Причины этой дичи такие же дикие, как и она сама, а данные представления полностью не соответствуют действительности: правило вечно и в своем единственном изначальном виде будет существовать, пока существует человечество.

Теперь немного о жесткости-гибкости данной структуры. Как мы помним, сообразно знакам в группе нагуаля К.Кастанеды оказались двое северных сновидящих: Роза и Ла Горда, что говорит нам о том, что в структуру партии могут входить по меньшей мере два женских воина одного и того же направления и типа. Конечно, явление это достаточно редкое, но такое, несомненно, вполне возможное.

Находясь внутри подобной структуры все ее члены, несомненно, тщательно оберегаются Ямой, будучи полностью защищенными от каких-либо вредных влияний со стороны внешнего мира. Конечно, подобная защита распространяется не только на членов партии нагуаля. Любой, следующий в полной гармонии с правилом человек, также находится под высшим покровительством и заботой Земли. Помните в четвертой: "И его возлюбленная – Земля – обнимает его и осыпает его невообразимыми дарами."? Это как раз об этом.

Однако понимая, что"на Землю надейся, а сам не плошай", перейдем теперь к значительно более сложному для нашего понимания отделу правила. Он связан с нашими действиями и поведением и тоже описан в книгах Кастанеды, хотя и далеко не так полно, как нам (или, по крайней мере, мне) этого бы хотелось. Тут у нас цитата из шестой: "Я потребовал от дона Хуана объяснить, как правило стало известно человеку. Он растолковал, что правило бесконечно и охватывает каждую грань поведения воина. Интерпретация и накопление правила является работой видящих, чьей единственной задачей из века в век было видеть Орла, наблюдать за его бесконечным потоком". Что это означает: "правило бесконечно и охватывает каждую грань поведения воина"? И зачем оно нам нужно? В этом вопросе есть два основных аспекта. Первый из них имеет отношение к безопасности воинов, а второй - к эффективности.

Начнем с первого, и тут у нас цитата из шестой: "Дон Хуан говорил, что его бенафактор не жалел времени на него и на других воинов во всем, что относилось к овладению искусством сталкинга. Но применял сложные розыгрыши, чтобы создать подходящий контекст для гармонического соответствия между буквой правила и поведением воина в повседневном мире, когда он взаимодействует с людьми. Он считал это единственным способом убедить их в том, что при отсутствии самозначительности единственный способ, которым воин может взаимодействовать с социальной средой, – это контролируемая глупость". Растворяя свои базовые психоэмоциональные комплексы воин приходит не только к полному изменению своих эмоциональных реакций на происходящие вокруг него события окружающего мира, но и к полной трансформации взглядов на происходящее с собой и окружающими. При отсутсвии жалости к себе такие фундаментальные явления как смерть, болезни или, скажем, увечья вызывают в его системе ценностей совершенно другие эмоционально-смысловые отражения, нежели чем в системах окружающих его обычных людей. И совершенно очевидно, что если он будет демонстрировать им свое безразличие, не разделяя их страданий, его отношения с окружающими будут полностью разрушены, что сделает крайне сложным его нормальное существование в социуме. То же самое относится к отрицанию и более более простых и поверхностных эмоциональных реакций и соответствующих им представлений его друзей, родственников и коллег. Внешность, верность и измена, нагота, самоуважение, различные религиозные фетиши и огромное количество другого условного дерьма настолько серьезно тревожат окружающих нас сумасшедших, что когда мы, избавившись хотя-бы от какой-то части своего безумия, пытаемся выписаться из этого сумасшедшего дома, единственным для нас способом остаться в живых является поддержание глупости тех, с кем, волей-неволей, нам все еще приходится и до конца жизни придется жить в одной палате этого огромного сумасшедшего дома под этим небом голубым. Вот и получается, что "при отсутствии самозначительности единственный способ, которым воин может взаимодействовать с социальной средой, – это контролируемая глупость".

Перейдем теперь ко второму, достаточно сложному поведенческому аспекту правила. Значительная часть его выражена в книгах Кастанеды в виде трех заповедей и семи основных принципов сталкинга, которые описывают самый эффективный способ взаимодействия не только воинов, но и всех людей, с окружающим миром и с самими собой. Эта часть правила представляет собой определенный набор интеллектуальных установок и способов поведения, которые дают воину, во-первых, возможность формировать устойчивый, командный и всеподавляющий поток силы, превращая свои команды в команды намерения и достигая феноменально эффективных результатов в решении различных жизненных задач. А во-вторых, эффективно выслеживать себя, растворяя свои самые глубокие комплексы и не отражаясь в их чувствах, какими бы тяжелыми они ни были.

Обучая искусству сталкинга молодых воинов партии нагуаля Хуана Матуса нагуаль Хулиан, как написано в шестой, "применял сложные розыгрыши... и разрабатывая свои ситуации, обычно сталкивал действия людей и действия воинов с требованиями правила, а затем отходил в сторону и предоставлял естественной драме разворачиваться самостоятельно. Глупость людей некоторое время занимает главенствующее положение и вовлекает воинов в свое течение, как и следует из естественного хода событий, но только для того, чтобы, в конце концов, быть побежденной более всеохватывающими замыслами правила". "Требования правила" в данном случае означают не что иное, как основные принципы сталкинга, которые, как мы помним, воин должен применять в своей жизни абсолютно ко всему "начиная от самых тривиальных вещей и кончая ситуациями жизни и смерти". А победа "более всеохватывающих замыслов правила" над глупостью воинов и людей означает не только то, что рассматривая свои чувства и действия с точки зрения описания правила для сталкеров и действуя в соответствии с его принципами воины в итоге преодолевают самозначительность и растворяют свои психоэмоциональные комплексы, но и то, что в своих действиях они достигают максимально эффективных результатов. И здесь работает не только то, что, хорошо все просчитывая, принимая окончательные решения перед лицом своей смерти и ставя свою жизнь на карту для их реализации, воин создает мощнейший поток силы собственного намеревания и то, что взаимодействуя с людьми без чувства жалости к себе и серьезного отношения к другим собственным чувствам он, несомненно, сильно влияет не окружающих, заставляя их соглашаться с его требованиями. Но и то, что постоянно внимательно наблюдающая за всем здесь происхдящим Земля, замечая подобное поведение и сильно одобряя его, награждает за это воинов, влияя на простых людей и события и склоняя чашу весов на сторону человека, ведущего себя безупречно.

На предпоследнем мне хотелось бы остановится несколько подробнее и начать с одного примера из обычной жизни. Много лет назад мне позвонил один молодой человек, сказал, что он серьезно интересуется Кастанедой, недавно прочел мою книгу, с помощью которой очень многое понял, в частности, в вопросе выслеживания себя, и попросил о встрече, с желанием поговорить по теме. Мы встретились, и, кроме всего прочего, он рассказал мне достаточно интересную историю, имеющую прямое отношение к, описанному выше, поведенческому аспекту правила. Это событие произошло с ним в фирме по прокату машин - где он в данный момент работал - после того, как он, прочтя мою книгу, понял условность своих эмоциональных реакций и решил при удобном случае воспользоваться техникой прямого выслеживания путем пассивного наблюдения за текущей эмоцией при безусловном ее принятии.

Подобный случай предоставился ему довольно скоро, когда, сдающий после использования дорогую иномарку, очередной клиент его фирмы отазался признавать, что это он поцарапал машину и, как это часто бывало раньше, устроил небольшой скандал. Обязанности по урегулированию подобных инцидентов и по принуждению подобных клиентов к оплате лежали на моем новом знакомом, и всегда, когда это случалось в прошлом, его это очень сильно тревожило. Каждое такое столкновение активировало в нем очень сильные комплексы, вызывая мощные чувства гнева, страха и жалости к себе. Фактически, решение подобных проблем всегда было для него достаточно тяжелым испытанием, и очень во многих случаях он был не в состоянии решить эту задачу. Эти разбирательства часто затягивались, выходили на уровень руководства компанией и т.д.

В этот раз, когда когда очередной нечестный клиет "пошел в отказ", начав разговаривать с нашим героем на повышенных тонах, и у последнего всколыхнулись его обычные чувства, он сразу вспомнил об их условности и выслеживании себя, решив попробовать описанную у меня и у Джидду технику. Отвернувшись от клиента он начал наблюдать за текущими эмоциями, замечая, как они сначала вырастают до пика своей интенсивности, а потом начинают убывать до полного угасания. Весь процесс не занял и одной минуты, и сказать, что это его удивило, значит не сказать ничего. Он просто не узнавал себя.

Повернувшись к клиенту он смотрел на того с полным и совершенно не свойственным для себя безразличием, молчаливо и спокойно требуя оплаты ущерба. Какое-то время они смотрели друг другу в глаза, а затем произошло нечто, с точки зрения моего нового друга, совершенно невообразимое. Мгновение назад бескомпромисно и нагло отрицающий свою вину клиент вдруг стал совершенно другим человеком, следующими словами которого были: "Скажите мне, сколько я должен заплатить?"

Кофликт был улажен, а мой новый знакомый на уровне факта увидел, что безупречность является не только тем "единственным, что идет в зачет на пути знания", но и самым эффективным средством для достижения своих целей при взаимодействии с окружающими нас людьми. Как и в приведенной выше цитате из шестой, его глупость на короткое время заняла главенствующее положение и вовлекла его в свое течение. Но остановив самоотражение в текущем чувстве и растворив активированный мелким тираном-клиентом комплекс, то есть следуя в рамках правила поведения воина, он, войдя в строгое состояние осознания, более не жалея себя и не заботясь о собственной безопасности, создал достаточно мощный поток собственного намеревания, заставив того, кто с ним боролся, подчиниться своим требованиям. Вмешательства хозяйки правила - Земли в данном случае не потребовалось, как не требуется и в большинстве подобных конфликтов. Нашей личной силы и ресурсов тут обычно вполне хватает.

Красивая, хотя и достаточно обычная не только в жизни воинов, но и просто сильных людей, история. Не знаю, замечали ли вы подобные явления, но я за свою не очень длинную жизнь был им свидетелем многие десятки, если не сотни, раз. Конечно, в данном случае мой новый знакомый не до конца вошел в настроение воина, действительно приняв окончательное решение стоять насмерть и поставив свою жизнь на карту, однако исполнено было неплохо, принеся неожиданно эффективный результат. Следующий по пути знания человек, несомненно, должен стрмиться всегда действовать подобным образом, реально воплощая в своем поведении во взаимодействии с окружающими и с самим собой основой принцип сталкинга - постоянное выслеживание себя и синтезируя его с другими поведенческими аспектами правила воинов и несомненно отражающими реальность интеллектуальными установками, выраженными в трех заповедях и семи принципам правила для сталкеров, которым, как мы помним, учила Флоринда Кастанеду в шестой. Однако я не думаю, что читая ее, кто-из вас действительно задумался и постарался ответить на вопрос Флоринды к Кастанеде о том, когда нагуаль Хуан Матус учил его этим принципам. Когда я много лет назад сделал это за вас, то с удивлением понял, что эти принципы лежат в основе пути воина и обучению им посвящена, в частности, вся третья книга Кастанеды. Помните: принятие ответственности за свои решения, смерть - советчик, настроение воина и т.д. Ну и, конечно, в основе всего - преодоление самозначительности. Здесь я не буду в это углубляться, так как статья и так уже большая, да и вам полезно поработать собственной головой. Рекомендую прочесть сначала главу "Флоринда", как следует запомнив три заповеди и семь принципов сталкинга, а затем, внимательно читая третью книгу, самим разобраться в том, как нагуаль Хуан Матус учил сталкингу Кастанеду, еще раз ужаснувшись его мудрости и восхитившись тонкости и проработанности описания пути воина. Кстати, все это просто великолепно пересекается с восемью спитцами буддистского колеса дхармы, и если у вас будет желание провести здесь параллели, рекомендую это сделать, еще раз убедившись в абсолютной единственности пути (см. изображение колеса дхармы на картинке).

Ну, вот пожалуй и все, что я хотел написать о правиле. Пожалуй, стоит еще раз напомнить вам, что правило - это все, что существует, а его описание - самая важная информация в книгах Кастанеды, и порекомендовать практиковать принципы правила для сталкеров в отношении всего на свете до тех пор, пока "дым из ушей не пойдет". Тогда, возможно, будет и на нашей улице праздник...

Поиск по сайту